22.01.2019

Малые форматы торговли: помочь бизнесу и учесть интересы потребителя

В Общественной палате РФ 22 января прошло нулевое чтение законопроекта № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” и статью 28 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)».

В обсуждении законопроекта приняла участие сопредседатель  регионального отделения ОНФ в Астраханской области, член генерального Совета  Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Наиля Никитина.

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин отметил, что изменения, предложенные в законопроекте, назрели давно.

«Мы понимаем, что торговля в регионах играет важную экономическую и социальную роль и с точки зрения малого бизнеса, и с точки зрения самозанятости, что особенно важно сегодня. Также есть тренд на потребителя — люди хотят покупать хорошую продукцию, в том числе местных производителей. А такие формы торговли во многом являются самыми гибкими, особенно в малых населенных пунктах. Общественная палата в целом поддерживает основную идею законопроекта, которая состоит в том, что устанавливаются единообразные подходы и основные принципы оформления права на размещение нестационарных торговых объектов, но есть ряд замечаний и дополнений, о которых мы будем сегодня говорить». Директор Департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Никита Кузнецов подчеркнул, что вопрос  малых форматов торговли впервые решается на столь высоком уровне, а сам законопроект, участие в разработке которого принимали представители отрасли, — некий компромисс, взаимоувязывающий интересы многих сторон.

 

«В сознании многих, в том числе чиновников, сложились стереотипы, что малые форматы — это грязь, антисанитария, то, с чем нужно бороться, приводить в порядок, — мы все знаем эту риторику. При разработке законопроекта перед  Минпромторгом стояла задача переломить эту тенденцию, эти стереотипы. Что-то удалось, но, возможно, какие-то стереотипы нам не удалось перебороть, и они нашли отражение в законопроекте. Для этого мы и обсуждаем его и будем вносить поправки», — сказал он.

Никита Кузнецов напомнил, что законопроект разработан в рамках реализации плана мероприятий Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и отражает такие ключевые моменты, как заключение договоров на розничную торговлю сроком от пяти до семи лет; однократное продление договора без торгов; предоставление компенсационного места и ряд других положений.

Общественный представитель уполномоченного при Президенте РФ по защите прав малого и среднего бизнеса, генеральный директор акционерного общества «Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса» Виктор Ермаков отметил, что Общественная палата РФ остается центром согласования интересов гражданского общества и бизнеса.

По мнению омбудсмена, главная проблема состоит в том, что сегодня схемы размещения торговых объектов регулируются муниципалитетами. Передача полномочий по администрированию на региональный уровень будет способствовать развитию малого и среднего торгового предпринимательства.

С ним согласился президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов, который считает обсуждаемый законопроект колоссальным шагом вперед, но тем не менее нуждающимся в том, чтобы неоправданные компромиссы, такие как, например, запрет субаренды, были устранены при рассмотрении в Государственной Думе и Совете Федерации.

В развернувшейся дискуссии приняли участие представители государственных ведомств, общественных организаций и бизнеса из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Чувашской Республики, Республики Саха (Якутия), Астраханской, Брянской, Волгоградской, Ивановской, Калужской, Московской, Саратовской, Свердловской, Тверской, Ульяновской, Челябинской областей, Красноярского края и других регионов.

Участники мероприятия отметили, что отдельные положения законопроекта затруднят ведение бизнеса. Среди его очевидных недостатков — противопоставление нестационарных торговых объектов (НТО) стационарным магазинам; отсутствие разграничения сферы торговли и сферы предоставления услуг; возможность только для однократного продления договора. И наконец, самое главное — у муниципалитетов остаются возможности для создания барьеров в ущерб интересам предпринимателей и, как следствие, коррупционных схем.

Наиля Никитина, выступая на заседании, отметила ,«Вопрос принятия  поправок в  ФЗ-381  назрел давно в связи  с отсутствием единых регламентов . При этом, хотелось бы отметить , что  основными целями  федерального закона  являются  создание условий для улучшения организации и качества  торгового обслуживания населения и обеспечения  доступности товаров для населения , а также  обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность . Сложившаяся ситуация в Астраханской области свидетельствует  о том, что  муниципальные  образования применяют разные подходы при включении  в схемы НТО. В одних муниципальных образованиях проводят торги, в других принимают решения по заявлению; значительная часть НТО стоит без согласования  и т.д. Есть ряд вопросов к  вносимым изменениям  в федеральный закон ,в числе которых:  предоставление права органам власти самостоятельно  устанавливать  перечень случаев при которых включение места  размещения НТО  не подлежит рассмотрению на общественных случаях; случаи заключения договоров   безвозмездного пользования  и по договорам доверительного управления, иных договоров  и др.»

Среди положительных моментов участники отметили наличие точек роста, которые позволят предпринимателям создавать  и развивать подобные форматы торговли, и согласились, что закон, закрепляющий общеполагающие  вещи, назрел и действительно нужен.

Подводя итоги, Илья Семин подчеркнул, что, хотя на мероприятии высказывались диаметральные, взаимоисключающие точки зрения, наметился определенный консенсус: большинство экспертов считает, что закон нужен, но требует доработки.

«При подготовке предложений в правительство мы сконцентрируем точку зрения Общественной палаты на поправках. Сегодня обсуждалось, как улучшить законопроект, исходя из задачи остановить падение торговли, а ведь в майском указе Президента говорится о необходимости обеспечить рост экономики. Этот законопроект — одна из форм решения этой задачи. Мне видится, что через создание единых требований и форм, которые исключат возможности злоупотребления, мы создадим условия для хорошей работы и позволим бизнесу доставлять товары потребителям».


Использованы материалы с  сайта : //www.oprf.ru