14.07.2011

Г.Астрахань

Дума Астраханской области

На заседании комитета Думы Астраханской области по Аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии состоялось обсуждение вопроса «О состоянии и перспективах развития аквакультуры в Астраханской области».

В заседании приняли участие :
-руководитель Агенства по рыболовству и рыбоводству АО – Олег Григорьев;
-председатель комиссии по аквакультуре РО «Деловая Россия», советник Ассоциации «Астраханьрыбхоз» - Елена Чертова;
-председатель правления НО «Астраханский союз рыболовецких колхозов» - Николай Руденко
-руководитель направления аквакультура ФГУП «КаспНИРХ» - Светлана Астафьева.

В своем выступлении председатель комиссии по аквакультуре РО «Деловая Россия», советник Ассоциации «Астраханьрыбхоз» - Елена Чертова отметила»Первопричиной деградации зоны ЗПИ (сокращения их площади, засоления) послужило гидростроительство и прокладка авто – и железнодорожных магистралей. Негативные процессы продолжаются и усугубляются маловодными паводками, неудовлетворительным состоянием пропускных ГТС и отсутствием мелиоративных работ.

Эти процессы подпитывают:
- несовпадающие интересы ведомств: гидроэнергетиков и рыбников;
-несовпадающие интересы районов;
-несовпадающие интересы частных арендаторов ильменей и земель сельхозназначения с водопользователями – населением зоны ЗПИ. Арендаторы порой самостоятельно регулируют уровень воды, прекращая ее доступ в другие ильмени, нарушая тем самым режим пропуска воды в водных трактах.

Ильмени теряют рыбопромысловое значение, перестают служить нерестилищами ценных видов рыб, источником зарыбления водных трактов, источником воды питьевой, сельскохозяйственного и хозяйственно-бытового назначения.

Чрезмерное зарастание влаголюбивой растительностью, осолонение, выходящее за пределы рыбоводных норм, периодическое обмеление, сопровождающееся заморными явлениями – все эти факторы привели к низкой продуктивности ильменей. В настоящее время
частные предприниматели ведут рыбохозяйственную деятельность в зоне ЗПИ неэффективно.

В то же время придаточная система водоемов западной части дельты р. Волги, представленная ирригационными трактами и ильменями, имеет площадь 35 тыс. га, а озерно-прудовый фонд, выделенный под аквакультуру, составляет 14615 га. Продукционный потенциал э водоемов зоны ЗПИ оценивается в 3,0 тыс. тонн товарной рыбы, выращенной методом пастбищной аквакультуры, и 4,5 тыс. тонн – прудовым методом.

Основные направления развития рыбохозяйственного комплекса зоны ЗПИ:
-производство товарной рыбы по технологиям прудового и пастбищного рыбоводства;
-экологический туризм: спортивное рыболовство, включая подводную охоту, гостиничное обслуживание на базах отдыха и т.п.

Предпосылки успешной реализации проекта развития зоны ЗПИ и его инвестиционной привлекательности:
-депрессивное современное состояние рыбной отрасли при высоком эколого- продукционном потенциале больших акваторий;
-технологическая доступность практического освоения эколого-продукционного потенциала фактически обезрыбленных водоемов, наличие необходимого опыта и квалифицированных местных кадров;
-масштабы намеченной для развития акватории, достаточные для получения весомого экономического эффекта при умеренных капитальных затратах,
-относительная пространственная автономность этих акваторий, практически исключающая промысловую конкуренцию с большими открытыми акваториями дельты (крупные водотоки, авандельта), т.е. с зонами, находящимися в сферах государственных и традиционно установившихся предпринимательских рыбохозяйственных интересов, что позволяет эффективно вкладывать средства и, соответственно эффективно эксплуатировать восстановленные природно-продукционные ресурсы водоемов.

Успех в развитии пастбищного и прудового рыбоводства в зоне ЗПИ возможен только при выполнении следующих условий:
-создание долгосрочной программы развития, предусматривающей интенсификацию технологических процессов и повышение культуры рыбоводства,
-привлечение в качестве исполнителей программы хозяйствующих субъектов, имеющих определенный рыбоводно-производственный потенциал,
-самообеспечение рыбопосадочным материалом в полном видовом ассортименте, прежде всего растительноядных рыб,
-создание рыбоводно-промысловых участков и закрепление их за хозяйствами, участвующими в зарыблении и техническом обустройстве участков, с предоставлением соответствующих прав на промысловую деятельность,
-обеспечение рациональной финансовой поддержки и контроля со стороны специалистов. Представляется целесообразным 2-3х разовое зарыбление рыбопосадочным материалом за счет федеральных или компенсационных средств. Следует также учитывать, что продолжительность затратной, без получения прибыли деятельности составит 2-3 года. Это период формирования в водоеме промыслового стада. После этого пастбищное хозяйство может стать самостоятельно функционирующим хозяйством,
-оптимизация видового состава поликультуры вселяемых рыб, то есть для реального состояния водоема подбирать оптимальный состав поликультуры. Например, при значительном зарастании водоема вселять в первую очередь белого амура с целью биомелиорации, возможно, вместе с карпом. После очищения водоема вселять толстолобиков. Доступным и результативным способом оптимизации видового состава поликультуры, эффективно усиливающим рыбоводно-промысловый результат, может служить одновременное с растительноядными рыбами вселение в ильмени и водные тракты молоди волго-каспийского сазана.

Сазан, благодаря своей жизнедеятельности в водоемах с илистыми донными отложениями, оказывает мощный удобрительный эффект, улучшая кормовую базу толстолобиков.

Кроме того, сазан не только второй по коммерческой ценности после судака объект рыбоводства, но и способен создавать в ильменях популяции, которые после 2-3 кратного вселения молоди будут служить в дальнейшем самовоспроизводящимся источником рыбопосадочного материала и товарного сазана. Примером этому служат результаты вселения сазана в Черноярское водохранилище. Опыт по выращиванию молоди сазана имеют уже многие хозяйства области - участники программы по воспроизводству ВБР с 2009г. Новым объектом пастбищного рыбоводства может служить пиленгас – ценный в коммерческом отношении объект, который не имеет при выращивании пищевых конкурентов. Эта рыба способна осваивать засоленные ильмени.

Развитие данного направления пастбищной аквакультуры – одно из наиболее перспективных мероприятий, способствующих решению не только рыбохозяйственных, но и социальных проблем.

Реализация вышеперечисленных мероприятий возможна только после вывода водоснабжения зоны ЗПИ из кризисного состояния. Существующий порядок водоснабжения, характеризуется стихийной зависимостью от водности Волги и не гарантирует стабильно рентабельное функционирование рыбного хозяйства в зоне ЗПИ и исключает привлечение серьезных инвестиций в рыбоводство. В текущем году в Лиманском районе, например, крайне низкий и непродолжительный паводок привел к тому, что уровень воды в лицевых ильменях района ниже среднемноголетнего на 40-50 см. Водообеспечение более удаленных водоемов критическое. На половину площадей ЗПИ района паводковая вода вообще не поступила. Они заполнены на 30-40%. С учетом высоких летних температур недостаток воды неминуемо приведет к экологической катастрофе, гибели рыбы и околоводных животных, снижению качества жизни населения Лиманского района.

Система снабжения водой трактов должна быть централизованной и комбинированной, включающей самотечное снабжение паводковой водой и принудительное с помощью насосных станций в межень и в критически низкие паводки. Подачу воды в ЗПИ Лиманского, Икрянинского и Наримановского водных трактов осуществляет Управление ООС ФГУ «Астраханьмелиоводхоз». Стоимость залития одного га поднялась с 780 руб. в 2010 году до 1050 руб. в 2011 г., но это значительно ниже уровня расходов при самостоятельной подаче воды в пруды насосными станциями рыбхозов.

Жители Лиманского района, руководители его рыбохозяйственных и экологических организаций просят оказать содействие в выделении денежных средств в размере 10 млн. руб. на принудительную подачу воды в зону ЗПИ в настоящее время и их пополнение в осеннее-зимний период. Кроме того, просят помочь ускорить строительство шлюза - регулятора на ильмене «Шавуча-Харнур», проектирование и строительство Зареченской и Восточненской насосной станций.

Подобные проблемы с обустройством и водоснабжением в системах пяти водных трактов Икрянинского района. Для их оптимального функционирования необходимо построить регулируемые гидротехнические сооружения. Конкретные предложения районом разработаны.

Таким образом, восстановление и увеличение уловов, повышение их коммерческой ценности возможно путем ведения на водных трактах и неокультуренных ильменях, т.е. рыбопромысловых участках, пастбищной аквакультуры с использованием, помимо аборигенных видов, растительноядных рыб. После проведения мелиоративных мероприятий полезная площадь зоны ЗПИ будет увеличиваться, соответственно будут расти и объемы рыбоводной продукцию

Предложения.

Считаем необходимым поддержать решение недавней научно-практической конференции ФГУП «КАСПНИРХ» о создании единого органа, координирующего деятельность хозяйственного комплекса в зоне ЗПИ на территории трех муниципальных образований: Лиманского, Икрянинского и Наримановского, а также о создании рабочей группы с участием Федеральных структур по подготовке «Концепции по реализации механизмов управления в зоне ЗПИ» как отдельной специальной территории, с управлением водными, земельными, биологическими ресурсам и, а также населенными пунктами.

«Деловой России» оказать содействие районам в решении неотложных задач текущего года по экологическому водоснабжению зоны ЗПИ.

Некоммерческим объединениям, заинтересованным в реализации мер эффективного развития рыбохозяйственного комплекса в зоне ЗПИ подготовить свои предложения для разработки долгосрочной программы.

После обсуждения вопросов современного состояния аквакультуры, актуальных и
первоочередных задач ее развития участники совещания выслушали информацию ФГУП «КаспНИРХ» о завершении работ в соответствии с государственным контрактом с МСХ АО
по теме: «Разработка областной целевой программы развития аквакультуры в АО на период 2011-2015 гг.».

По итогам заседания принято решение о проведении общественных слушаний программы.