1.07.2011

г.Астрахань

01 июля 2011 года прошло заседание Общественно - консультативного совета при Астраханском УФАС России
В заседании приняли участие - сопредседатели: руководитель УФАС по Астраханской области Николай Меркулов , председатель Совета Астраханского регионального отделения «Деловая Россия» Наиля Никитина ;члены ОКС : Л.Джаналиева , Руслан Никитин , Леонид Хают , Александра Чернышова, Александр Неврединов, Ответственный секретарь ОКС – Николай Маслов 
Приглашённые: Инна Луковкина - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Астраханского УФАС России.
На очередном заседании ОКС рассматривался вопрос:
«Требования законодательства РФ о размещении заказа к участникам торгов по исполнению условий контракта. Практика Астраханского УФАС по подготовке материалов для внесения недобросовестных поставщиков в РНП».

В своем выступлении Сопредседатель ОКС Николай Меркулов отметил:
«В Астраханское УФАС поступает большое количество жалоб от заказчиков об неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиками товаров, работ, услуг своих обязательств по контракту, об уклонении от заключения контракта. Решения антимонопольного органа о внесении недобросовестных поставщиков в реестр (РНП) судами зачастую отменяются, на наш взгляд, не обоснованно. Исковые заявления заказчиков в суды об исполнении поставщиками условий контрактов зачастую не находят поддержки в судах. О недобросовестных поставщиках и мерах воздействия на них мы сегодня и поговорим»

С докладом по повестке заседания выступила начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Инна Луковкина.
В своем выступлении Луковкина рассказала участникам заседания по каким основаниям участник размещения заказа является уклонившимся от заключения госконтракта и о порядке включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков: «Статьёй 19 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон ) установлено два самостоятельных основания для включения юридических и физических лиц в реестр недобросовестных поставщиков:

  1. уклонение участника размещения заказа от заключения государственного контракта;
  2. расторжение по решению суда государственного контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) его условий.

Законом установлен довольно обширный перечень случаев, когда участник размещения заказа считается уклонившимся от заключения государственного контракта.
Для отнесения того или иного поставщика (подрядчика, исполнителя) к числу недобросовестных и, следовательно, для включения в реестр недобросовестных поставщиков является расторжение с ним государственного контракта в связи с существенным нарушением им условий контракта. При этом, следует обратить особое внимание на то, что данное условие признания поставщика недобросовестным действует только в том случае, если контракт расторгнут в судебном порядке по требованию заказчика. Если же контракт будет расторгнут по соглашению сторон ,т.е. во внесудебном порядке, либо в судебном порядке, но по иску самого поставщика в связи с нарушением условий контракта заказчиком, то в данном случае поставщик не может быть признан недобросовестным и соответственно к нему не может быть применена санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Основные цели создания реестра недобросовестных поставщиков:

  • обеспечение экономических интересов бюджета;
  • повышение ответственности поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
  • информационное обеспечение государственных и муниципальных заказчиков;
  • накопление и систематизация сведений об исполнителях работ (подрядчиках), поставщиках товаров и услуг, допускающих нарушения действующего законодательства при заключении и реализации государственных и муниципальных контрактов.

Председатель Совета Астраханского отделения «Деловая Россия» Наиля Никитина высказала мнение об односторонней ответственности участников торгов, касающейся только предпринимателей « законодательство, в основном, направлено на понуждение и привлечение к ответственности хозяйствующих субъектов участников конкурсов и аукционов, по каким-то причинам, в том числе объективным ,не исполняющим условий контрактов. Особенно это выражено при проведении электронных торгов, при этом предусмотрен очень широкий круг санкций к участникам торгов за различные отступления от 94-ФЗ, в том числе и за неисполнение обязательств по контракту и за уклонение от заключения контракта и за отклонение от условий контракта и другое.

Как показала практика, обращения представителей бизнеса в АРО «Деловая Россия», многие государственные и муниципальные заказчики несвоевременно рассчитываются с исполнителями работ (услуг). У них находятся веские уважительные причины в виде несвоевременного финансирования вышестоящими государственными органами своих заказчиков.
В результате несвоевременной оплаты по государственным и муниципальным заказам страдает малый и средний бизнес, т. к. предприниматели при выполнении работ по оказанию услуг и поставке оборудования, товаров и т.д., не получая длительное время денежные средства не могут своевременно оплачивать налоги, заработную плату, осуществлять иные платежи, подпадая под санкции со стороны налоговых органов, федеральных структур.
Мне кажется -это не справедливо, так как санкции применяются в одностороннем порядке. Считаем необходимым внести изменения в законодательство по установлению сроков оплаты по государственным и муниципальным заказам с учётом мнения общественных объединений.
Николай Маслов отметил «Я хочу уточнить для отдельных членов ОКС процедуру включения недобросовестного поставщика в РНП. Пострадавший заказчик представляет заявление и подтверждающие документы на него в УФАС.

УФАС проверяет полученную информацию на соответствие установленным требованиям и направляет её в ФАС России. А уже ФАС России, после тщательной своей проверки, вносит проштрафившегося поставщика в РНП».
По итогам заседания принято решение:

1 .Астраханскому УФАС обратиться с ходатайством в ФАС России:

а) о разработке нормативного акта (регламента) по порядку рассмотрения антимонопольным органом обращений заказчиков о включении недобросовестных участников торгов, уклонившихся от заключения контракта.

б) об обобщении практики работы антимонопольных органов по подготовке и внесению сведений об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения контракта в РНП и разместить её на официальном сайте ФАС России.

2.Включить в план работы ОКС на август 2011 года заседание ОКС с повесткой дня «О необходимости внесения дополнений в Федеральный закон № 94-ФЗ об обязанностях заказчиков по исполнению условий контракта, заключённого с поставщиками товаров, работ, услуг».