5.12.2016

Результаты работы Промышленного комитета ОНФ

Эксперты Промышленного комитета ОНФ рассказали корреспонденту ONF.ru о промежуточных итогах работы своего проекта. В числе результатов – введение упрощенного режима возмещения НДС для экспортеров несырьевых товаров, ограничение срока оплаты по государственным контрактам 30 днями, усовершенствование механизма регулирования электроэнергетики и многое другое.

Введение упрощенного режима возмещения НДС для экспортеров несырьевых товаров.

С 1 июля 2016 г. российские экспортеры несырьевого сектора получили возможность возмещать налог на добавленную стоимость (НДС) сразу после отгрузки товаров и получения счета-фактуры. Упрощенный режим подтверждения «нулевой» ставки НДС предусмотрен в предложенных поправках к Налоговому кодексу. Законопроект «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» был принят Госдумой Российской Федерации в третьем чтении.

В соответствии с новыми нормами экспортерам при подаче декларации нужно будет представить только заявление о возмещении НДС, а всю остальную информацию налоговая самостоятельно запросит у таможенных служб.

Ранее для возмещения НДС предприниматели должны были собрать целый пакет подтверждающих документов: контракт на поставку товара за пределы нашей страны, таможенную декларацию с необходимыми отметками, копии транспортных и товаросопроводительных документов. В случае экспорта через морской порт дополнительно требовалось представить в налоговую службу копии поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки и с отметкой пограничной таможни «Погрузка разрешена», а также коносамент или морскую накладную.

Эксперты Промышленного комитета ОНФ выдвигали инициативу о введении упрощенного режима возмещения НДС для несырьевых экспортеров на Всероссийской промышленной конференции ОНФ «Страна живет, когда работают заводы» и на встрече президента РФ Владимира Путина с руководителями промышленных предприятий в Санкт-Петербурге в июне 2015 г. (выступал эксперт Промышленного комитета ОНФ Сергей Колесников), на секциях в рамках Межрегиональных форумах действий ОНФ в городе Ставрополь в январе 2016 г. и в Йошкар-Оле в апреле 2016 г., а также в ряде комментариев и заявлений для СМИ. По итогам мероприятий соответствующие предложения были направлены в правительство РФ.

Ограничение срока оплаты по государственным контрактам

Распоряжением правительства РФ от 20 августа 2016 г. № 1755-р на рассмотрение в Госдуму РФ внесен законопроект с поправками в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Проектом предлагается установить обязанность заказчика оплачивать поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу, отдельные этапы исполнения контракта в течение не более чем 30 дней с даты подписания им документа о приёмке товара, работы, услуги.

Задолженность государственных и муниципальных структур предприятиям по госконтрактам составила 38 млрд. руб. (данные Генпрокуратуры на 1 марта 2016 г.). До внесения поправок в Федеральный закон срок оплаты (30 дней) был ограничен только для госконтрактов с малым и средним бизнесом. Предлагаемые законопроектом изменения позволят минимизировать издержки поставщика (подрядчика, исполнителя) и дисциплинировать заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по контракту обязательств. Кроме того, это позволит повысить привлекательность участия в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Эксперты Промышленного комитета ОНФ вместе с другими представителями бизнес-ассоциаций выдвигали инициативу по ограничению срока оплаты по выполненным госконтрактам 30-ю днями на Всероссийской промышленной конференции ОНФ «Страна живет, когда работают заводы» в Москве в июне 2015 г., на секциях в рамках Межрегиональных форумах действий ОНФ в городе Ставрополь в январе 2016 г. и в Йошкар-Оле (выступал генеральный директор Ульяновского станкостроительного завода «УСЗ» Алексей Ситников) в апреле 2016 г., а также в ряде комментариев и заявлений для СМИ. По итогам мероприятий соответствующие предложения были направлены в правительство РФ.

Разработан прозрачный механизм компенсации экспортерам несырьевой продукции части затрат на сертификацию продукции за рубежом

Мероприятие «Предоставление субсидии АО «Российский экспортный центр», направленное на выполнение задачи по компенсации части расходов на сертификацию отечественной продукции на внешних рынках, включено в проект новой редакции плана мероприятий (дорожной карты) «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Также данное мероприятие включено в пункт 40 плана действий правительства Российской Федерации, направленного на обеспечение стабильного социально-экономического развития России в 2016 г. Минпромторг России планирует предусмотреть средства на реализацию данного мероприятия в федеральном бюджете на 2017-2019 гг. На финансирование части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках может потребоваться в 2017 г. – 764 млн руб., в 2018 г. – 810 млн руб., в 2019 г. – 859 млн руб.

Эксперты Промышленного комитета ОНФ предлагали разработать прозрачный механизм компенсации экспортерам несырьевой продукции части затрат на сертификацию продукции за рубежом на тематических секциях Межрегиональных форумов действий ОНФ в городе Ставрополь в январе 2016 и в Йошкар-Оле в апреле 2016 г., а также в ряде комментариев и заявлений для СМИ. Кроме того, по итогам заседания Промышленного комитета в Санкт- Петербурге в июне 2016 г. (выступал генеральный директор НИПК «Электрон» Александр Элинсон), посвященного вопросам несырьевого экспорта, была составлена и направлена в адрес правительства РФ резолюция заседания, содержащая данное предложение.

Упрощение процедуры временного ввоза ранее экспортированных товаров для проведения гарантийного и постгарантийного ремонта

Правовой механизм обратного ввоза ранее экспортированных товаров для проведения гарантийного и постгарантийного ремонта на территории страны-производителя определен Таможенным кодексом Таможенного союза (глава 34), Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (глава 31), постановлением правительства РФ от 20 августа 2015 г. № 872 и приказом Федеральной таможенной службы России от 14 марта 2011 г. № 532. Однако в Промышленный комитет ОНФ от экспортеров неоднократно поступали жалобы на злоупотребления со стороны представителей таможни в области правоприменения механизма обратного ввоза и на отсутствие информации об оптимальных способах организации данного процесса.

Эксперты Промышленного комитета ОНФ предложили принять меры по выявлению и устранению проблем правоприменения механизма временного ввоза ранее экспортированных товаров для проведения гарантийного и постгарантийного ремонта на тематических секциях Промкомитета в рамках Межрегиональных форумах действий ОНФ в городе Ставрополь в январе 2016 г. и в Йошкар-Оле в апреле 2016 г., а также в ходе ряде комментариев и заявлений для СМИ. Кроме того, по итогам заседания Промышленного комитета в Санкт-Петербурге в июне 2016 г. (выступал исполнительный директор ООО «Аргус-Спектр» Михаил Левчук), посвященного вопросам несырьевого экспорта, была составлена и направлена в адрес правительства РФ резолюция заседания, содержащая данное предложение.

Совершенствование процедуры государственной кадастровой оценки объектов недвижимости

Предложения Промышленного комитета ОНФ были учтены Министерством экономического развития России при подготовке федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ.

В частности, увеличен срок проведения кадастровой оценки, введен обязательный для оценщика учет предоставляемой правообладателем подтвержденной информации о характеристиках объектов недвижимости и ее стоимости, утверждена новая единая методика государственной кадастровой оценки, отменено обязательное для юридических лиц предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обеспечен мониторинг рынка недвижимости.

Эксперты Промышленного комитета ОНФ неоднократно обращали внимание на проблемы, существующие в государственной кадастровой оценке земельных участков и объектов недвижимости, принадлежащих или арендуемых производственными предприятиями, на тематических секциях Промкомитета в рамках Межрегиональных форумах действий ОНФ в городе Ставрополь в январе 2016 г. (выступала сопредседатель регионального штаба ОНФ в Астраханской области Наиля Никитина) и в Йошкар-Оле в апреле 2016 г. (выступал сопредседатель регионального штаба ОНФ в Пермском крае Геннадий Сандырев), а также в ходе комментариев и заявлений для СМИ (в частности, выступал эксперт Промышленного комитета ОНФ Виктор Журба). Кроме того, в феврале 2016 г. состоялось заседание Промышленного комитета ОНФ по вопросу кадастровой оценки и по его итогам была составлена и направлена в адрес правительства РФ резолюция заседания, содержащая 16 предложений, большая часть их которых была учтена Минэкономразвития России при подготовке проекта нового федерального закона.

Докапитализация Фонда развития промышленности (ФРП) еще на 20 млрд руб., а также включение в перечень (KPI) деятельности ФРП нового пункта - создание высокопроизводительных рабочих мест

Президент России, лидер ОНФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в декабре 2015 г. предложил провести докапитализацию Фонда развития промышленности (ФРП) еще на 20 млрд. руб. «Мы рады, что президент поддержал, в том числе и нашу инициативу увеличить финансовые возможности этого очень важного для нашей промышленности института развития, о чем много говорили участники нашего первого заседания», – сообщил журналистам координатор Промышленного комитета ОНФ Виктор Даниленко.

Эксперты Промышленного комитета ОНФ, как и основные бизнес-ассоциации страны, предлагали докапитализировать Фонд развития промышленности на первом заседании Промышленного комитета ОНФ на тему: «Финансовые источники импортозамещения и промышленного роста» в ноябре 2015 г., а также в ряде комментариев и заявлений для СМИ. Указанное предложение было направлено в адрес правительства РФ.

В настоящий момент данный показатель учитывается Фондом развития промышленности при рассмотрении заявок на финансирование и реализацию инвестиционных проектов, а также он является одним из критериев по оценке целевого использования средств займа со стороны компании. В процессе отбора приоритет получают проекты, позволяющие создавать большее количество высокопроизводительных рабочих мест.

Эксперты Промышленного комитета ОНФ предлагали разработать и установить институтам развития новые ключевые показатели эффективности (KPI), определив в качестве оценки результатов успешную реализацию высокотехнологичных промышленных проектов и создание новых высокопроизводительных рабочих мест на первом заседании Промышленного комитета ОНФ в ноябре 2015 г. и рекомендовать правительству РФ включить в состав основных показателей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за отраслевое развитие, институтов развития, органов исполнительной власти субъектов России показатель «количество высокопроизводительных рабочих мест» на втором выездном заседании на тему: «Создание высокопроизводительных рабочих мест» в городе Гусь-Хрустальный в декабре 2015 г., а также в ходе комментариев и заявлений для СМИ. Указанные предложения были направлены в адрес правительства РФ.

Разработан механизм запуска промышленных облигаций

Еще в 2014 г. в своем Послании Федеральному собранию президент России, лидер ОНФ Владимир Путин отметил: «У нас большой объем внутренних сбережений, они должны стать эффективными инвестициями. К 2018 г. несмотря на внешние ограничения нужно довести годовой уровень инвестиций до 25% от ВВП страны. Уровень инвестиций должен сравняться с объемами сбережений. Наши сбережения должны работать на национальную экономику, идти на развитие».

Эксперты Промышленного комитета ОНФ (в частности, Дмитрий Петрожицкий) предложили инициировать запуск промышленных облигаций в качестве механизма трансформации внутренних сбережений в инвестиции.

Предлагаемый механизм уже обсуждался в рабочем порядке с представителями всех заинтересованных сторон: Банка России, Московской биржи, Фонда развития промышленности, промышленных предприятий, рейтинговых агентств, аудиторских, юридических и брокерских компаний. Следует отметить, что проект получил положительные отклики и заключения всех специалистов. Более того, ряд промышленников выразили желание принять участие в пилотных выпусках облигационных займов.

Разработан проект программы финансирования производственных проектов в сфере среднего предпринимательства

В целях обеспечения финансовыми ресурсами производственных проектов, относящихся к малым и средним предприятиям, Минпромторгом России совместно с экспертами Промышленного комитета ОНФ разработан проект программы финансирования производственных проектов в сфере среднего предпринимательства.

Основные цели разрабатываемой программы – обеспечение малого и среднего бизнеса финансовыми ресурсами под 8-10% годовых (ключевая ставка плюс 3-4 процентных пункта годовых с учетом перспектив снижения ключевой ставки в течение 2015-2017 гг.) для реализации производственных проектов с объемом финансирования от 250 млн. руб. до 5 млрд. руб. на срок от 5 до 7 лет.

В рамках программы рассмотрены различные модели финансирования проектов субъектов малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем предложен механизм по повышению доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства. В рамках указанного механизма предлагается использовать для финансирования малых и средних предприятий синдицированный кредит, как кредит предоставляемый группой банков на одинаковых условиях. Каждый из банков-кредиторов будет находиться в самостоятельном отношении по кредиту с заемщиком, при этом отношения между банками кредиторами и заемщиком будут осуществляться с участием в сделке кредитного агента и управляющего залогом.

Использование синдицированного кредита позволит субъектам малого и среднего предпринимательства получить доступ к большим суммам займов, которые кредитные организации обычно не выдают единовременно одному заёмщику, относящемуся к субъекту малого и среднего предпринимательства, путем снижения кредитного риска на одного заемщика.

Разработан закон, направленный на создание благоприятных налоговых условий для участников региональных инвестиционных проектов

Предложения Промышленного комитета ОНФ были учтены при разработке Федерального закона от 23 мая 2016 г. №144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Федеральным законом, в частности, предоставляется право субъектам России снижать налоговую нагрузку для вновь создаваемых промышленных предприятий в пределах общего объёма их капитальных вложений в производственные мощности.

Кроме того, в целях льготного налогообложения участниками региональных инвестиционных проектов признаются также участники специальных инвестиционных контрактов, заключаемых от имени РФ федеральным органом исполнительной власти, который определяется правительством в соответствии с законодательством о промышленной политике.

Также определяются основания для применения и прекращения применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, получившими соответствующий статус без включения в реестр участников. Так, применение налоговых льгот прекращается в случае выявления нарушений по результатам налоговой проверки.

Проведена Всероссийская промышленная конференция ОНФ «Страна живет, когда работают заводы», сформулированы системные предложения по развитию промышленности

В 2015 г. ОНФ обратил пристальное внимание на проблемы промышленности, в связи с чем была проведена первая Всероссийская промышленная конференция ОНФ, в которой приняли участие около 800 представителей производственных предприятий из всех регионов страны.

В преддверии конференции в единую базу были собраны более 700 перспективных промышленных проектов, которые были представлены для всех заинтересованных лиц в виде буклета и интерактивной программы на мониторах.

В рамках конференции рассматривали такие актуальные вопросы, как подготовка профессиональных кадров, меры поддержки промышленности, возможности развития малых производств, потенциал агропромышленного комплекса, внутренние источники финансирования и другое. По итогам конференции была подготовлена резолюция, содержащая порядка 50 системных предложений, направленных на развитие российской промышленности.

В качестве логического продолжения Промышленной конференции в рамках Петербургского международного экономического форума состоялась встреча президента России и лидера ОНФ Владимира Путина с руководителями промышленных предприятий – участниками конференции.

По итогам форума подписан перечень поручений президента России от 14 июля 2015 г. №Пр-1366, в котором 8 из 12 поручений даны фактически по результатам встречи с промышленниками. Также Владимир Путин подписал указание от 11 июля 2015 г. №Пр-1347 о рассмотрении предложений, подготовленных по итогам Всероссийской промышленной конференции ОНФ «Страна живет, когда работают заводы».

Проведена корректировка «Принципов экономического анализа практик ценообразования на предмет их соответствия Закону о защите конкуренции»

В целях исполнения поручения президента России

Владимира Путина (подпункт «а» пункта 6 перечня поручений № Пр-1366), а также в рамках обсуждения исполнения пункта 48 плана мероприятий по поддержке доступа на рынки зарубежных стран и поддержке экспорта Промышленный комитет ОНФ совместно с бизнес-ассоциациями участвовал в доработке подготовленных

ФАС России «Принципов экономического анализа практик ценообразования на предмет их соответствия Закону о защите конкуренции»). Также эксперты участвовали в разработке проекта разъяснений «О случаях допустимости установления более высоких цен на один и тот же товар для российских потребителей по сравнению с иностранными потребителями для отдельных групп товаров».

Указанные документы регламентируют единые подходы к анализу ценовой политики доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов на предмет соответствия такой политики требованиям Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высоких цен и необоснованного установления разных цен на один и тот же товар.

Согласно принципам, хозяйствующему субъекту предлагается при формировании цен на производимую продукцию ориентироваться на цены, сложившиеся на зарубежных рынках аналогичного товара: метод обратного расчета цены (нетбэк минус), метод «средневзвешенных цен» (метод экспортной альтернативы), метод «прямой цены». Основой указанных методов ценообразования является сравнение цен внутреннего рынка с ценами на зарубежных товарных рынках.

Эксперты Промышленного комитета ОНФ считают, что в первоначальной редакции принципы и разъяснения противоречили политике президента России и правительства РФ, направленной на стимулирование импортозамещения и экспорта готовой продукции, а также содержали необоснованные требования для бизнеса, которые не могут быть выполнены на практике. Применение норм без изменений потенциально влекло для предпринимателей высокие риски назначения оборотных штрафов, в том числе для компаний-экспортеров несырьевых товаров.

В результате в ноябре 2015 г. в принципы и разъяснения были внесены изменения. Применение документов к несырьевым товарам исключено, они применяются только к экспорту сырья и полуфабрикатов.