22.07.2015.

АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ .

22 июля в Общественной Палате РФ состоялась всероссийская конференция под названием «Организационные и правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. Теории и практика».

Организаторами конференции выступили комиссия ОП РФ по безопасности и общественному контролю и взаимодействию с ОНК и комиссия ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами.

По словам одного из организаторов конференции, председателя комиссии ОП РФ по безопасности Антона Цветкова, мероприятие приурочили к годовщине принятия закона «Об основах общественного контроля».  В конференции приняли участие представители 15 российских регионов. От Астраханской области в   мероприятии  приняла участие сопредседатель ОНФ в Астраханской области, председатель Совета Астраханского отделения «Деловая Россия» Наиля Никитина.

Участники конференции, среди которых были представители Общественной палаты из 15 регионов России, представители силовых структур, прокуратуры, Следственного комитета, Федеральной службы судебных приставов, транспортной прокуратуры, члены экспертного и научного сообщества, обсудили несколько важных вопросов. В частности, роль и участие общественных организаций в реализации антикоррупционного законодательства и осуществления антикоррупционного общественного контроля. Одной из ключевых тем стало обсуждение антикоррупционной экспертизы, как формы общественного контроля.

Выступая перед участниками конференции с приветственным словом, заместитель председателя по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Дмитрий  Галочкин  отметил, что создание и усовершенствование механизмов общественного контроля реализует 32 статью Конституции РФ.

«Граждане России имеют право участвовать в управлении своим государством как напрямую, так и через своих представителей. Мы с вами как общественные деятели этим занимаемся, представляем интересы наших граждан в  управлении государством»— заявил Дмитрий Галочкин. Председатель правления МОО «Национальный комитет общественного контроля» Мансур Юсупов отметил, что « институты гражданского общества, некоммерческие организации становятся важным механизмом защиты прав и законных интересов граждан и создают условия для повышения правовой активности и культуры граждан. Развитие общественного контроля — одна из главных мер, способствующих противодействию коррупции. Анализ существующей практики свидетельствует, что целостность общественного контроля в полной мере пока отсутствует, эффективность существующих институтов крайне невелика и не приводит к существенному улучшению качества государственного управления, местного самоуправления, что, соответственно, ведет к росту коррупции, недовольству граждан и росту социального напряжения. Это недопустимо в столь сложное для страны время»— отметил Мансур Юсупов.

Выступая о роли бизнес-объединений в противодействии коррупции ,сопредседатель ОНФ в Астраханской области , председатель Совета Астраханского отделения «Деловая Россия»  Наиля Никитина отметила «В Астраханской области  наряду с органами власти в системный процесс  противодействия коррупции  в АО вовлечены и общественные объединения  бизнеса.  Астраханское  отделение «Деловой  России«  входит в число институтов  предпринимательского сообщества, одним из приоритетов  деятельности которого   является формирование общей нетерпимости к коррупции  в  Астраханской области . На протяжении ряда лет  члены  отделения «Деловой России»  активно участвуют и поднимают  вопросы  предупреждения  коррупционных практик   в общественных советах при органах власти,  активно участвует в оценке регулирующего воздействия  проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности как на региональном , так и на федеральном уровне. В 2012 года в Астрахани при содействии  Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»  открыт  Астраханский  Центр общественных процедур »  Бизнес против коррупции». Ключевой особенностью работы Центра является публичное рассмотрение обращений предпринимателей, которые считают, что они столкнулись с необоснованным уголовным преследованием, коррупцией или рейдерским захватом бизнеса.

Важнейшим механизмом  по борьбе с коррупцией и защите прав и законных интересов  бизнеса  является  Институт уполномоченного по защите прав  предпринимателей .22 июня 2012 г. Президентом РФ  Владимиром Путиным  назначен уполномоченный  при Президенте РФ по защите прав предпринимателей  Борис Титов.  В Астраханской  области данный институт работает с ноября 2012 г.»

В ходе обсуждения эксперты пришли к выводу, что одна из главных проблем заключается в том, что существующее правовое регулирование общественного контроля поверхностно, в действующем законодательстве оно обозначено формально, не прописаны механизмы его реализации закона об общественном контроле.

«Для того, чтобы законы начали работать, нужно не просто их разработать и обнародовать, но и создать условия для их реализации .Общественный контроль имеет три функции: рекомендательную, предупредительную и информационную. Они направлены на предупреждение и профилактику злоупотребления служебным положением и на противодействие коррупции, противодействие коррупции — одна из функций общественной экспертизы. Готовящиеся к принятию законы должны быть переданы в обязательном порядке на общественную экспертизу - сказал Мансур Юсупов.

Присутствующие согласились с тем, что государственное финансирование институтов гражданского общества, общественных наблюдательных комиссий, межрегиональных общественных организаций является важной составляющей их эффективной работы.

При этом эксперты отметили, что деятельность организаций, осуществляющих общественную экспертизу, должна быть полностью прозрачной и доступной для всех заинтересованных лиц, а эксперты никоим образом не должны быть связаны с теми ведомствами, деятельность которых необходимо проверить.

Для того, чтобы экспертизы, в том числе и в сфере государственных закупок, были эффективными, эксперты предложили привлекать для их проведения профессионалов – инспекторов и аудиторов. А для этого, по мнению большинства, необходимо законодательно закрепить такое право за общественными палатами и общественными советами.

Для более эффективной работы институтов также было предложено ввести ответственность для госслужащих за игнорирование требований общественных институтов.

Кроме выступлений экспертов и обсуждения важных вопросов на конференции была презентована монография «Организация и основы общественного контроля в России: теория, история, направления, совершенствования». Участие в написании этого научного труда приняли члены Общественной палаты, представители Московского антикоррупционного комитета, эксперты Национального комитета общественного контроля, представители научного сообщества. В этой книге, по словам авторов, собраны исторические факты, примеры применения общественного контроля в советское время, мировая практика, а также практические советы, которые призваны помочь общественным деятелям в их работе.

Широкое обсуждение, выступления участников конференции позволили подготовить резолюцию конференции с конкретными выводами и предложениями в законодательные органы власти для дополнения настоящего  федерального  закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» конкретными задачами и эффективны ми мерами для осуществления общественного венного контроля.