24.01.2012

Программные ориентиры улучшения инвестиционного климата

Интервью президента «Деловой России» Александра Галушки DF Economic Journal


– Александр Сергеевич, насколько Россия привлекательна для иностранных инвесторов? Как в целом можно оценить перспективу долгосрочных капиталовложений в экономику страны?
– Пока такие перспективы нельзя назвать обнадеживающими. Весомой преградой для прихода инвесторов служит действующая на сегодня структура российской налоговой системы, неблагоприятная административная среда, несовершенная судебная система, плохая защищенность собственности, слабая инвестиционная инфраструктура, неразвитость финансовой системы, а также постоянный рост тарифов компаний естественных монополий, приближающихся к мировому уровню. Это основные факторы, тормозящие привлечение инвестиций в Россию.


Что интересует инвестора, который приходит в Россию? Есть два основных фактора. Первое – это сырье. Причем категория инвесторов, которая заинтересована в российском сырье, придет к нам в любом случае, что бы у нас ни происходило. Но есть и вторая категория инвесторов, которую интересует российский рынок. И сегодня эти инвесторы тоже идут к нам, но только через Казахстан. Эта страна на сегодняшний день выбрала стратегию кардинального улучшения инвестиционного климата. И ее расчет оправдывается – инвесторы вкладывают деньги в развитие своих производств и инфраструктуры на территории Казахстана, а реализуют товар на российском рынке, так как доступ к нему стал бестаможенным.

– Какие меры, по-вашему, необходимо предпринять России для улучшения ситуации?
– Если мы говорим о несырьевом бизнесе, то мы должны быть как минимум не хуже Казахстана. За последние годы эта страна существенно поменяла налоговую политику в сторону уменьшения налоговых ставок. К примеру, НДС в Казахстане – 12%, подоходный налог – 10%, налог на прибыль – 15%, социальный налог (аналог нашего ЕСН) – 21%. Кроме того, в Казахстане принята программа форсированного индустриального развития, которая отвечает важным требованиям инвесторов и включает в себя создание доступной инфраструктуры, благоприятной административной среды, доступное финансирование и многое другое.

По этим ключевым аспектам приняты конкретные практические меры. Результат налицо – в стране созданы благоприятные условия для инвестирования и ведения бизнеса. Повторю, задача минимум для России – быть не хуже.

– Но ведь российским регионам удается привлекать иностранные инвестиции. Они являются своего рода драйвером улучшения инвестклимата в стране…
– Структура российской экономики в целом преимущественно сырьевая, а структура российских регионов преимущественно несырьевая. И у несырьевых регионов нет другого способа экономического развития, как путем улучшения инвестклимата, в итоге – привлечения инвесторов и создания новых производств, развития новых бизнесов у себя на территории.

Другой альтернативы просто нет. И сегодня такие регионы в России появились – это Ярославская, Ульяновская, Калужская, Белгородская области, Татарстан и некоторые другие регионы. Они действительно прикладывают последовательные и системные усилия для того, чтобы создавать благоприятный инвестиционный климат и привлекать инвесторов. Отрадно, что эта региональная работа уже имеет первые измеримые результаты. К примеру, совсем недавно, несколько месяцев назад, несырьевая Калужская область стала делить первое-второе место с сырьевым Сахалином по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения. Причем не за счет того, что у нее есть какое-то сырье, а за счет того, что был сформирован очень компетентный, правильно
выверенный комплексный пакет благоприятных инвестиционных условий для инвесторов.

– Каковы факторы успеха в части привлечения инвесторов? На что должен обращать внимание инвестор, планируя обосноваться в конкретном регионе?
– В первую очередь надо обращать внимание на губернатора. К примеру, это хороший знак, когда инвестор видит, что для губернатора является системой прямой и оперативный контакт с инвесторами и нормой – предоставление своего мобильного телефона, у него есть ясная инвестиционная стратегия и компетентная, сплоченная команда, настроенная губернатором на решение в режиме онлайн любых возникающих в ходе инвестиционной деятельности проблем. Помимо того, в регионе должно быть специализированное агентство по работе с инвесторами, которое в режиме одного окна берет на себя бремя получения всех согласований и разрешений от региональных и федеральных органов, находящихся на данной территории.

Еще одним из факторов успеха в части привлечения прямых инвесторов являются подготовленные в регионе промышленные площадки, снимающие проблемы доступности земли и инфраструктуры. Важно, чтобы регион был готов предоставить пакет налоговых каникул и финансовой поддержки, а также не навязывать своих местных поставщиков. Если все это есть в комплексе как единый пакет мер, то инвестор видит ясный сигнал – в этот регион можно приходить, здесь можно развивать свое производство. Инвестор должен понимать, что, столкнувшись с проблемами, он не останется с ними один на один, а как минимум – вместе с губернатором и его командой. И административный ресурс, который есть в регионе, будет настроен не против него, а за него. Важны также регулярные истории успеха, то есть доказательство того, что благоприятный инвестклимат в регионе присутствует постоянно.

– По итогам заседания генсовета «Деловой России» в октябре премьер-министр Путин поручил соответствующим министерствам рассмотреть предложения «Деловой России» по улучшению инвестклимата в субъектах РФ. Что это за предложения?
– Нами подготовлена модельная программа по улучшению инвестиционного климата. Эта типовая программа, которая содержит меры, основанные на лучших мировых и российских практиках создания благоприятного инвестклимата. Предлагаемые нами меры очень конкретны и практичны. Мы сейчас их дорабатываем в рамках поручения премьер-министра. Дальше, на основе этой программы, каждый субъект РФ разработает свою. Кроме того, сейчас мы прорабатываем рейтинг инвестиционного климата регионов России. Мы стремимся сделать его не академичным и оторванным от жизни, а максимально практичным. Такой, при котором будет видно качество усилий регионов по созданию благоприятной инвестиционной среды. Также мы предлагаем пересмотреть политику бюджетных трансфертов. Ведь сейчас как получается? Для того чтобы привлечь инвесторов, регион вкладывает деньги – развивает инфраструктуру, создает промышленные площадки и т.д. В свою очередь, инвестор ведет свой бизнес и приносит налоги в региональный бюджет. А на сумму налогов, которую он приносит в региональный бюджет, в регионе просто сокращаются дотации из федерального бюджета. И конечно, такая система межбюджетных отношений дестимулирует регионы к улучшению инвестклимата и привлечению инвесторов. Наше предложение состоит в том, чтобы устранить такое положение дел и создать условия, при которых выгоднее будет привлекать в регион инвесторов и расширять региональную базу, а не получать дотации из федерального бюджета.