27.05.2011

Выступление Владимира Путина на VII Ежегодном бизнес-форуме Деловой России

Добрый день, уважаемые друзья!

Я в первую очередь хотел бы поздравить вас с профессиональным праздником – Днём российского предпринимателя. Поздравляю вас и желаю вам успехов!

Тема сегодняшнего форума, как мне известно, – «Несырьевая модель социального государства». Это гораздо лучше, чем сырьевая модель несоциального государства. На сегодняшний день никто не может сказать, что у нас несоциальное государство, хотя и сырьевая модель экономики, к сожалению. Она у нас модель социальная, если посмотреть на структуру бюджета. Действительно огромное количество ресурсов, огромные деньги мы выделяем на решение социальных вопросов, опираясь, конечно, прежде всего на сырьевой сектор: 40% бюджета формируется только за счет нефтянки. Но так дальше продолжаться не может. Для того чтобы действительно выполнить, реализовать лозунг, который сегодня положен в основу вашего мероприятия «Несырьевая модель социального государства», многое нужно сделать. Мне очень приятно, что позиции Правительства и бизнес-сообщества по этим вопросам совпадают.

Мы ставим перед собой амбициозную цель – уже через 10 лет Россия должна войти в пятёрку крупнейших экономик мира, а ВВП на душу населения должно подняться с сегодняшних 19 тыс. долларов с небольшим к отметке 35 и чуть выше на человека. При этом стандарты жизни наших граждан, качество образования, здравоохранения должны быть сопоставимы с уровнем ведущих мировых экономик.

Для нас очевидно, что таких ориентиров нельзя добиться за счёт прежних источников роста, за счёт выжимания всего и вся из сырьевой модели развития. Да, в своё время, в начале 2000-х, эта модель сыграла, да и, честно говоря, ещё продолжает играть существенную роль, в становлении нашей экономики, в её развитии. Но то, что возможности сырьевой модели существенно ограничены и постоянно сужаются, было очевидным ещё до кризисных явлений.

Могу вам сказать, что почти половину бюджетных поступлений России обеспечивают всего лишь порядка 700 компаний. И мы с вами прекрасно понимаем, о чём идёт речь. Понимаем, насколько велики риски при таком развитии ситуации. Нельзя строить дальнейшее стратегическое развитие только на нескольких экспортно ориентированных отраслях. Во-первых, анализ показывает, что даже при сегодняшних высоких ценах на наши традиционные экспортные товары экспорт необработанного сырья уже не может служить двигателем роста. И во-вторых, сырьевая экономика не только ставит нас на низшие позиции в мировом разделении труда, главное – она не даёт нам выйти на новую ступень в развитии человеческого капитала, добиться стандартов XXI века. А мы с вами понимаем, что люди не будут мириться с таким положением вещей. Просто в современном мире не будут мириться с этим!

Мы сами не можем мириться с ситуацией, когда выполнение растущих социальных обязательств, повышение доходов наших граждан, борьба с бедностью попадают в прямую зависимость от факторов, на которые мы с вами не можем никак повлиять. Они от нас просто не зависят, имею в виду всплески, провалы и колебания глобальной сырьевой конъюнктуры. Выход в том, чтобы кардинально повысить устойчивость к разного рода внешним шокам. Нам нужно укрепить экономическую базу государственного суверенитета, обеспечить нашей экономике технологическую независимость. Вот почему мы говорим о необходимости качественного роста и делаем ставку на внутренний рынок, современные производства.

Посмотрите, что в некоторых странах Европы сейчас происходит, в тех, кто чувствует себя устойчиво даже в сегодняшней ситуации. Они гордятся тем, что делают опору на внутренний рынок, развивают экспорт, но источником роста является внутренний рынок.

Нам необходимо опережающее развитие всех несырьевых отраслей национальной экономики. Вновь подчеркну, речь идёт именно о современной индустрии, способной выпускать конкурентную продукцию, востребованную и в России (и прежде всего в России), и в мире, основанной на таких базовых рыночных понятиях (экономику имею в виду), как рентабельность, спрос, окупаемость инвестиций. И потому главной движущей силой этого проекта (драйвером развития) может стать бизнес – на самом деле только бизнес, а государство может только помогать, обеспечивать и создавать условия. Прежде всего, наш средний, производственный бизнес, то новое поколение современных предпринимателей, которые всё увереннее заявляют о себе как об основе будущего развития страны и связывают с этой страной своё собственное будущее и будущее своих детей. Это те, кто добивается успеха не за счёт сырьевой ренты и удачной скупки активов и последующей перепродажи (что для бизнеса тоже неплохо, конечно), но прежде всего благодаря открытию эффективных производств, внедрению передовых технологий, постоянному повышению стандартов корпоративного управления.

Вчера на встрече, посвящённой запуску работы так называемого Агентства стратегических инициатив (я надеюсь, многие из вас слышали об этом), мы как раз говорили с такими амбициозными (как правило, молодыми) людьми, которые успешно продвигают свои проекты. Растущие, успешные компании не только теснят импорт на нашем собственном, внутреннем, рынке, но и стремятся выходить на внешние рынки. Стремятся и выходят, закрепляются там, как бы там трудно ни было. Подобные примеры мы видим сегодня и в традиционной промышленности, и в инновационных секторах экономики, и в сельском хозяйстве, и в секторе услуг. Уверен, что у России есть всё для индустриального, технологического прорыва, и, повторю: главное – это человеческий капитал, активные, предприимчивые, талантливые люди.
При всех известных проблемах Россия – это страна с одним из самых высоких уровней образования, с сильными традициями конструкторских, технологических и инженерных школ. Вы тоже знаете этот пример, я его приводил неоднократно: в последней машине «Боинга», которую компания сделала (успешная, хорошая компания), 40% интеллектуального труда создано московским центром, работают там практически исключительно наши инженеры. И новая индустриализация в России как раз должна сформировать качественный спрос на человеческий капитал, на создание новых инжиниринговых и конструкторских центров, на разработки наших ученых, на интеллектуальный продукт университетской, отраслевой науки и, конечно, академической.

Полагаю, что одна из принципиальных задач государства и бизнеса – это развитие профессионального образования, прежде всего среднего и начального образования. Надо развернуть его в сторону потребностей современного производства, обновить техническую базу подготовки специалистов. Ненормально, когда будущих специалистов учат на оборудовании, которое уже на практике-то, в производстве не применяется 20, а то и 30 лет. И что особенно хотел бы выделить: нам вместе надо повысить престиж рабочих профессий, в целом общественную ценность и значимость квалифицированного труда. Именно в создании эффективных, современных, высокооплачиваемых рабочих мест, на мой взгляд, заключается важнейшая социальная миссия бизнеса. В этой связи хотел бы сказать, что сейчас один из центральных вопросов нашей национальной повестки дня заключается в том, как обеспечить дальнейший рост стандартов жизни граждан, масштабные долгосрочные инвестиции в социальную сферу и при этом не увеличивать и так достаточно высокую налоговую нагрузку на бизнес, экономику.

Понимаю, мы сейчас активно работаем над тем, как снизить социальные налоги. Непростая задача. Она связана с известной шкалой исчислений, формированием пенсионных прав. Но я исхожу из того, что мы должны это сделать. Сейчас не готов сказать об окончательных параметрах, но это у нас консолидированная позиция в Правительстве с администрацией Президента, с Президентом. Мы все исходим из того, что сделать это нужно. Но нужно посчитать: здесь нельзя допустить никаких ошибок.

Здесь, я вижу, и представители профсоюзов сидят, нахмурились, поэтому нам нужно обязательно учесть интересы всех сторон этого непростого процесса. И мы будем это делать, пойдём по этому пути, будем консультироваться и с вами, и с профсоюзными организациями - и закон от нас этого требует. Надеюсь, мы выйдем на приемлемое, конструктивное, устраивающее все стороны решение, главное – на такое решение, которое обеспечило бы развитие страны. Именно массовое создание качественных, высокооплачиваемых рабочих мест может стать здесь системным решением.

Во-первых, мы расширяем налогооблагаемую базу, но, что гораздо важнее, – получаем дополнительные ресурсы социального развития. Ведь хорошая зарплата и достойная работа – это стимул для любого человека, это залог благополучия семьи, возможность решать жизненно важные проблемы, зарабатывать необходимые деньги на старость.

Наконец, там, где появляются хорошие рабочие места, отступают и бедность, и социальные болезни и проблемы. И когда мы говорим о необходимости в 2 раза увеличить производительность труда в ближайшие 10 лет, то имеем в виду, что эта задача напрямую связана с уровнем жизни, социальным самочувствием граждан Российской Федерации. Рост производительности труда означает, что из экономики будут уходить неэффективные, низкооплачиваемые, некачественные, непрестижные рабочие места.

Считаю, что нам нужно поставить задачу – в ближайшие 10–15 лет создать до 25 млн современных, качественных рабочих мест (это не простая, но, на мой взгляд, вполне решаемая для России задача), естественно, как за счёт модернизации уже действующих производств, так и за счёт создания новых площадок. Вокруг решения этой задачи мы должны объединить усилия государства, бизнеса, регионов, всего общества, потому что этот проект – в интересах каждого, в интересах всей России. И это будет зримым воплощением человеческого измерения новой индустриализации страны.

Мы должны открыть дорогу для тысяч новых бизнес-идей, компаний, производств, для того чтобы во всех несырьевых секторах быстро росли новые предприятия, новые производственные площадки. И потому нам нужно сделать так, чтобы именно у нас, в России, каждый мог воплотить в жизнь свою деловую, технологическую мечту, чтобы вкладывать труд, усилия, инвестиции в новую индустриализацию было выгодно и комфортно.

России, безусловно, нужны современные технологии и инвестиции в развитие. В ближайшее время доля инвестиций в основной капитал должна вырасти как минимум до 25% ВВП. Это не запредельная задача: у нас сейчас уже 19,5%. Подчеркну, речь прежде всего идёт именно о частных инвестициях – как российских, так и иностранных. Нам нужно грамотно использовать наши объективные конкурентные преимущества: их у нас достаточно, они есть у России. Россия – это не только страна с высокой динамикой экономического развития, но и с ёмким внутренним рынком, причём с постоянно растущим, гарантированным спросом.

Недавно встречался с представителями ведущих мировых инвестиционных фондов (вот буквально на прошлой неделе) и могу подтвердить: интерес к работе в России есть, он растёт и, я уверен, будет расти. Объективный показатель инвестиционной привлекательности отечественного рынка – это и успешное проведение IPO наших ведущих компаний, да, кстати говоря, не только крупных, но и средних, и средние выходят уже на IPO, причём в таких передовых секторах, как фармацевтика, машиностроение, пищевая промышленность, стройиндустрия, энергосбережение, транспортная инфраструктура.

Несомненно, ключевое условие для привлечения инвестиций и запуска новых производств – это предпринимательский и деловой климат. Мы хорошо знаем существующие трудности и открыто их обсуждаем с предпринимательскими сообществами. Хочу поблагодарить «Деловую Россию», «Опору России», РСПП, Торгово-промышленную палату, другие организации бизнеса, которые поддержали идею создания Общероссийского народного фронта. Я уверен, у нас появятся дополнительные возможности для выработки согласованных решений в интересах улучшения предпринимательского климата. И речь не только и даже не столько о федеральном уровне, хотя, наверное, и здесь достаточно проблем. Речь о региональном и местном, муниципальном, уровне. Там огромное количество вопросов и проблем. Огромное! Мы это знаем, но решать это нужно спокойно, цивилизованно. Нужно создавать такие условия, которые и бизнес бы оградили от чрезмерной опеки со стороны различных органов власти и управления, но и порядок бы сохраняли, особенно в тех сферах и областях, которые напрямую связаны с обслуживанием населения.

Кое-что уже сделано в этом направлении: упрощаются процедуры открытия нового дела, запуска инвестиционных проектов, сокращается число всевозможных проверок, вводятся бессрочные лицензии и современные системы контроля безопасности и качества товаров, услуг, обновляются технические регламенты и нормы. Мы последовательно убираем разного рода административные барьеры. Важно добиться, чтобы взамен ликвидируемых бюрократия не породила новых преград – растут подчас, как грибы: одно убирается, другое растёт, страна у нас такая. Нужна не просто технологическая, а управленческая культура – её нужно повышать, и это требует времени, требует постоянного внимания к этим проблемам.

Хочу вас заверить, что этим вопросам мы будем уделять внимание. Мы последовательно убираем, как я сказал, эти барьеры. Как раз сегодня на заседании Правительства будем рассматривать вопрос о совершенствовании так называемой системы оценки регулирующего воздействия. Она создавалась при непосредственном участии бизнеса. Её суть заключается в том, что все нормативные, ведомственные акты и решения должны будут проходить через жёсткий фильтр на предмет скрытых барьеров для деловой и инвестиционной активности.
Мы запустили работу Агентства стратегических инициатив (я уже об этом упоминал), и эта работа нацелена на поддержку и широкое продвижение перспективных проектов, повышение качества госрегулирования и административных процедур, распространение лучших региональных практик поддержки предпринимательства и бизнеса.

Как вы знаете, мы намерены ежегодно составлять публичный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов: сколько создано рабочих мест, запущено новых производств, привлечено инвестиций, и эти объективные цифры должны стать одним из ключевых критериев оценки деятельности губернаторов. Но я думаю, что и на муниципальном уровне обязательно нужно вводить такие же критерии оценки. Конечно, такая открытость и публичная оценка региональной власти (и муниципальной власти затем) должны послужить важным инструментом развития конкурентной среды, демонополизации локальных рынков. Со своей стороны будем продолжать реализацию программ, направленных на развитие конкуренции, на создание равных стартовых условий для компаний, потому что только реальная конкуренция даёт нам здоровый и качественный рост.

Уважаемые коллеги!

Мы готовы и будем оказывать поддержку во всех ваших начинаниях. Думаю, вы знаете о нашей работе, призванной ограничить рост тарифов на услуги естественных монополий уровнем инфляции. Очень непростая задача, и чувствительная для очень многих отраслей. Но, безусловно, это позволит сократить ваши инфраструктурные издержки. Государство намерено поддерживать инновационную активность бизнеса и предприятий, в том числе софинансировать расходы компаний на НИР и НИОКР. Например, в рамках совместных проектов с университетами – вы знаете об этом, – 50 на 50 мы выделяем деньги через компании, компания вкладывает ещё 50% и делает заказ, для того чтобы использовать этот интеллектуальный продукт, полученный университетами и высшими школами. Будем использовать возможности государства и институтов развития для продвижения высокотехнологичного российского экспорта. В свою очередь запуск национальной контрактной системы должен отстроить чёткие процедуры размещения госзаказа, превратить его в инструмент поддержки добросовестных, по-настоящему конкурентоспособных отечественных производств.

Конечно, мы намерены напрямую финансировать инновационные, инфраструктурные проекты развития из федерального бюджета и за счёт этого будем стремиться добиваться мультипликативного эффекта, создавать стимул для развития смежных производств, расширять пространство для частной инициативы. В качестве примера могу привести автопром, вы об этом хорошо знаете. Широкая поддержка автопрома не только помогла спасти отрасль, но и привела к тому, что начали создаваться сети малых и средних предприятий вокруг этих крупных гигантов. По сути, десятки тысяч современных рабочих мест создаются уже средним бизнесом вокруг крупных предприятий.
В заключение хотел бы ещё раз подчеркнуть: мы заинтересованы в том, чтобы предпринимательство в России укреплялось и развивалось, чтобы каждый человек, обладающий знаниями и инициативой, мог создать своё дело. Кстати говоря, многие знают, а кто-то, может быть, не слышал: в условиях кризиса мы в качестве антикризисной меры выделили федеральные ресурсы на начало своего собственного дела. И ещё раз хочу сказать, уже говорил об этом публично, хочу ещё раз сказать: честно говоря, думал, что это не сработает. Ну, человек утратил рабочее место, разве ему до собственного дела? Оказалось, что да, до собственного дела. Созданы тысячи новых малых предприятий – значит, есть у нас потенциал, у наших людей, идут они в эту сферу деятельности и добиваются успеха. Это говорит о возможности развития предпринимательства в России. С нуля в условиях кризиса созданы тысячи новых малых предприятий.
Я хотел бы пожелать успеха не только этим начинающим предпринимателям, но и тем, кто сидит в этом зале (а здесь люди уже достаточно успешные, продвинутые). И хотел бы выразить надежду на то, что мы, так же как и в предыдущее время, - я имею в виду предпринимательское сообщество с одной стороны, профсоюзы – с другой и Правительство как регулятор этой деятельности - всегда будем с вами находить наилучшие пути для развития страны.

Спасибо вам большое за внимание

Заключительное слово В.В.Путина:

На что бы я хотел обратить внимание в заключение – в заключение во всяком случае моего здесь пребывания. Я желаю, чтобы ваша работа продолжалась и была интересной. Последний выступающий сказал очень хорошую фразу, он некоторых губернаторов назвал инновационными, сказал: «Инновационный губернатор». Я впервые такое услышал. Мне бы очень хотелось, чтобы были у нас и инновационные муниципалитеты, и инновационные губернаторы, и инновационные предприниматели и чтобы Правительство у нас было инновационным. Тогда нас ждёт безусловный успех! Большое вам спасибо за сегодняшнюю беседу.