12.11.2012

Александр Галушка выступил на Заседание Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства

Публикуем фрагмент стенограммы заседания:

Д.А.Медведев:

«….Я сегодня хотел бы также послушать мнения экспертов о формировании системы государственных закупок (такая тема есть, она имеет особый резонанс, повышенное внимание), а также о реализации общественной инициативы и о дальнейшем развитии общественных советов при органах государственной власти. Тема эта достаточно новая, в то же время непростая для самих государственных структур, так что давайте об этом поговорим. А результат, как я и сказал вначале, – это сбалансированное решение, которое приносит эффект. Вот, собственно, наверное, всё, что мне хотелось сказать вначале. Гораздо ценнее то, что вы мне сейчас расскажете, надеюсь…

Ладно, давайте послушаем наших коллег из «Деловой России». Пожалуйста, Александр Сергеевич Галушка.

А.С.Галушка:

Спасибо, уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги, мы в «Деловой России» действительно этому вопросу уделяем серьёзное внимание, создали даже специализированную ассоциацию – Национальную ассоциацию институтов закупок. Силами этой ассоциации организовали как общественный мониторинг, так и общественную оценку тех крупных закупок, которые проходят. Сегодня уже ясны первые результаты этого общественного мониторинга и первые выводы, которые мы делаем по его итогам.

Первые результаты за октябрь: всего было 105 государственных закупок на сумму более 1 млрд рублей. Общественное обсуждение позволило в пяти из 105 случаев внести изменения в сами закупки, что, естественно, пока совсем немного. Мы видим факты скрытого сопротивления общественному обсуждению, общественному мониторингу. Известны случаи, когда на общественное обсуждение отводится в рамках закупок всего один-два дня, в ряде случаев не публикуются протоколы общественного обсуждения, а также есть примеры, когда очные общественные обсуждения назначаются, например, в очень удалённом населённом пункте Ханты-Мансийского автономного округа. Мы даже на карте его постарались найти, обозначить, где предлагалось провести общественное обсуждение одной из закупок. Но мы находимся в начале пути, рассматриваем это всё-таки как болезни роста, и, самое главное, это основополагающие выводы, что действительно нужно в системе улучшать и совершенствовать для того, чтобы она стала действенной и эффективной.

На наш взгляд, это четыре основные позиции. Первая, Дмитрий Анатольевич, – это фактически то, о чём Вы сказали. Тот вопрос, который Вы задали, содержится в первом предложении. Общественное обсуждение, общественный мониторинг нужно распространить на весь цикл закупки – от этапа планирования до постзакупочного этапа, на весь цикл. И фактически ответ Дмитрия Викторовича на тот вопрос, который Вы задали, – что общественное обсуждение должно касаться не только этапа размещения заказа, а прежде всего начинаться с этапа планирования, чтобы на этапе планирования была возможность высказаться о целесообразности, необходимости вообще той или иной закупки. Это первое направление.

Второе. Обязательной должна быть публичная реакция государственных закупщиков на общественное обсуждение – она должна быть обязательной и публичной.

Третье. Мы считаем очень важным наделить государственных заказчиков правом привлекать профессиональных экспертов. Закупки – это профессия, и необходимо обеспечить функцию квалифицированного заказчика, начиная с грамотно составленного технического задания на закупку и заканчивая квалифицированной, компетентной приёмкой той или иной закупки, потому что в целом ряде случаев, когда речь идёт о нестандартных товарах, нужно понимать, что закупается, а без профессиональных экспертов и права их привлекать это практически невозможно.

И последнее, четвёртое. В рамках существующей уже сегодня системы грантовой поддержки НКО мы бы хотели предложить распространить тот механизм, который сформирован в рамках этой системы, на грантовую поддержку НКО, которые целевым образом будут заниматься организацией общественного обсуждения и общественной оценки государственных закупок. На наш взгляд, это бы позволило по приоритетным, по крупным закупкам обеспечить не инициативный механизм общественного обсуждения, а гарантированный механизм общественного обсуждения и общественной оценки. Спасибо большое.

Д.А.Медведев: Спасибо. Это как раз в развитие того, о чём я и говорил, это укрепляет мои ощущения»